Наибольшее распространение вариаторы получили на малокубатурных моторах мопедов, скутеров, а также водных и снежных мотоциклах. Устройство этой трансмиссии таково, что большой крутящий момент, либо длительное движение на высоких оборотах по прямой — это не его «козырь». Зато плавный разгон и торможение – «конек» вариатора, и равных по эффективности реализации крутящего момента у него нет.
Вышесказанное наводит на мысль, что именно этот тип трансмиссии наиболее подходит для небольших городских авто, которые так популярны в Европе. Тем не менее, европейские машины чаще оснащаются роботом, с одним или двумя сцеплениями, а вариаторные трансмиссии пока больше популярны у японских автопроизводителей. Модели: Subaru, Honda, Nissan, Mitsubishi, Suzuki – оснащаются вариаторами японского производства. Многие европейские и американские бренды: Citroen, Peugeot, Renault, Dodge, Jeep также используют японские вариаторы, славящиеся своим качеством и надежностью.
Среда обитания
Специалисты утверждают, что на сегодняшний день актуальны все типы трансмиссий: «механика», классические АКП, вариаторы и различные роботы, так как каждая из этих типов КПП может быть востребована для специфических условий эксплуатации. Но для городских условий, наиболее оптимальный вариант – вариатор.
В среднем, заявленный автопроизводителем безотказный срок службы вариатора — от 150 тыс. км до 200 тыс. км, и этого вполне хватает покупателю нового автомобиля. Зато на рынке б/у такая трансмиссия не в почете. Почему-то считается, что долго такая коробка не протянет, а ремонт вариатора nissan не благодарное дело?
На самом деле не все так грустно, тем более что это достаточно молодой тип трансмиссии. Как следствие — «детские» болезни и еще не адаптировавшийся к ним сервис породили очень живучие у автомобилистов мифы. Мы попробуем разобраться – чего боится эта коробка, и как можно продлить жизнь этой трансмиссии.
Кроме выше отмеченных моментов (большой передаваемый крутящий момент и длительное движение с постоянной высокой скоростью по трассе) вариатор не любит:
- большие нагрузки в непрогретом состоянии, особенно зимой;
- низкий уровень масла в АКП и несвоевременную его замену (менять масло лучше даже раньше, чем предписывает инструкция по эксплуатации);
- динамичные старты со светофора (педаль в пол);
- буксировку прицепа или автомобиля;
- отказ датчиков, не связанных непосредственно с системой управления трансмиссией: датчик ABS, датчик скорости, датчик давления, датчик положения коленвала.
Как решать проблемы с вариатором
Очень важно, в случае каких-либо проблем с вариатором или появления посторонних шумов, как можно скорее обратиться в сервис для диагностики акпп и устранения неисправности. Зашумевший подшипник, если его вовремя не заменить, может стать причиной замены всего агрегата.
Кстати, износ рабочих конусов подшипников является наиболее распространенной неисправностью вариатора по причине высокой нагрузки. Появиться характерный гул, похожий на гул подшипников ступиц, может уже к 50 тыс. км пробега. Если подшипники вовремя поменять, вариатор может еще долго служить верой и правдой.
Именно состояние масла вариатора, оказывает прямое воздействие на срок службы подшипников. Сокращение интервалов замены масла в 1,5-2 раза поможет продлить срок службы не только подшипников, но и всего узла. Специалисты СТО, разобравшие вариатор для замены тех же подшипников, обязательно порекомендуют заодно поменять и самую главную его деталь – металлический наборной ремень. Ремень работает в самых напряженных условиях и изнашивается быстрее других деталей. Чтобы избежать дальнейших проблем с вариатором, профилактическая замена ремня при ремонте трансмиссии полностью оправдана.
Распространенными симптомами неисправного вариатора являются рывки и подергивания во время движения. Чаще всего виноват в этом редукционный клапан масляного насоса. Масляный насос нужно менять в сборе. А избежать его преждевременной замены можно тем же способом – следить за чистотой и уровнем масла.
Также срок службы вариатора зависит от соблюдения температурного режима. За этим следит температурный датчик, который помогает отводить лишнее тепло, направляя его в теплообменник. А на многих автомобилях устанавливают дополнительный радиатор для охлаждения трансмиссионного масла. Он расположен перед радиатором кондиционера, а проблемы с температурой такие же, что и у обычных радиаторов: потеря герметичности и эффективности охлаждения. По этой причине радиатору необходима регулярная мойка и чистка (снаружи).
Кроме всего прочего, вариатор очень не любит пробуксовки, когда автомобиль пытаются освободить из ловушки враскачку. Неисправность аналогична обычной гидромеханической АКП — износ шлицевых соединений муфт планетарной передачи.
Вывод
В качестве резюме хотим сказать, что вариатор не менее надежен, чем гидромеханическая трансмиссия, а увеличение выпуска таких КПП позволит вскоре снизить стоимость самого агрегата, запасных частей и ремонта.
Вариаторы получают все большее распространение в современных автомобилях благодаря своим компактным размерам, меньшей массе и большей (в сравнении с классической АКП) эффективности. Установив вариатор вместо гидромеханической трансмиссии можно увеличить экономичность автомобиля на 10-20%. В принципе, и по своему устройству вариатор значительно проще, но надежность узла вызывает сомнения у автомобилистов, и для этого есть причины.