Работать роботизированные коробки могут в автоматическом, автосеквентальном, ручном (функция Tiptronic) режиме. Лучшими считаются преселективные «роботы», в которых есть два отдельных вала для четных и нечетных скоростей с отдельными сцеплениями.
Практическая езда
Начнем с того, что к «роботу» нужно привыкнуть. Роботизированная коробка удобна для начинающих водителей – им не нужно вырабатывать автоматические навыки плавной работы с педалью сцепления, убирать руку с руля для работы с рычагом переключения скоростей. Водители, привыкшие к механической трансмиссии, должны привыкнуть к особенностям «робота» — для этого нужно потренироваться в спокойной дорожной обстановке, избегая сложных ситуаций. Проще всего привыкнуть к роботизированной трансмиссии водителям, ездившим с «автоматом» — привыкание сводится к выяснению индивидуальных моментов поведения конкретной модели.
Как и другие автоматизированные трансмиссии, роботизированная коробка абсолютно не подходит «гонщикам», использующим резкие ускорения на пониженной передаче. Не выполнит «робот» и повороты «с заносом», использующие одновременное нажатие тормоза и акселератора. Оптимизированное поведение «робота» препятствует режимам, вредным для двигателя, которые часто используются в спортивных режимах езды.
Для примера можно рассмотреть длинный обгон на подъеме, который использовал на практике любой водитель мощной машины. При нем водитель обычно переходит на низшую передачу и увеличивает скорость. При возникшей угрозе на встречной полосе – возможно переключение еще на одну передачу вниз, при котором машина совершает резкий рывок. Все эти эволюции в ручном режиме «робот» выполнит, но отнюдь не так, как вы привыкли, гораздо плавнее, рассматривая ваши действие как «насилие» над двигателем.
Преимущества и недостатки роботизированной коробки
Главным достоинством «роботов» признаны их экономические показатели: невысокая стоимость самого механизма (дешевле АКП), выбор экономных режимов, сбережение ресурса двигателя, сцепления. Для конструкции автомобиля достоинством является и небольшой вес коробки. Немаловажно упрощение действий водителя, позволяющее при спокойной манере езды не использовать даже ручной режим управления. В лучших конструкциях системы управления самостоятельно выбирают «зимний» режим работы. Лучшие коробки снабжены подрулевыми переключателями-лепестками, позволяющими быстрее переключать передачи в автосеквентальном режиме.
Значительным плюсом признана ремонтопригодность механизма, в механической части мало отличающегося от МКПП, что делает возможным его ремонт на рядовой СТО. Конструкторы и эксплуатационники считают роботизированные конструкции более надежными, чем автоматические или вариаторные. Экономия средств по сравнению с ними происходит и по использованию масла в коробке.
Минусами при езде являются ощутимые моменты переключений, откаты при старте под горку, задержки в работе, рывки при переключениях — для простых коробок. В роботизированных коробках с двумя сцеплениями большинство этих проблем решены. Другим недостатком «роботов» признаны невозможность программирования, внесения индивидуальных изменений, сбои прошивки электронного блока, с трудом поддающиеся ремонту.
Сложная конструкция, увеличенная стоимость механизма, его ремонта – недостатки преселективных «роботов».
Роботизированная коробка передач создана для облегчения действий водителя автомобиля. В ней используется механическая коробка передач, которой управляет не водитель, а электронный роботизированный блок управления. Конструктивно это выражено в отсутствии педали сцепления. Различают полностью электронные и гидравлические системы. В них выбором, смыканием-размыканием передач заняты актуаторы (сервоприводы). Это могут быть шаговые электромоторы с редуктором и актуаторы гидравлического типа.